«Голый» и честный: Диана Вишнева показала

современный танец в БДТ

В Петербурге представили два показа спектакля «Дуо» в БДТ им.Товстоногова 11 и 12 декабря. Крупное событие, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, ожидаемое мероприятие в рамках фестиваля современного танца Сontext 2023. Во-вторых, живьём застать Диану Вишневу – приму Мариинского с 96-го года – которая удивляет долголетним желанием выходить на сцену (а ей под 50!) – дорогого стоило! В-третьих, непредсказуемым было и то, что в репертуаре заявлялась не классическая постановка, а современный танец.

Фото: Алиса Асланова для Ballet Magazine, спектакль "Дуо"
Танцевала Вишнева дуэтом с другой экс-примой Мариинского, приглашенной солисткой Танцтеатра Пины Бауш (а это один из театров-законодателей современного экспрессивного танца) Дарьей Павленко. Балерины в контемпорари-дэнс – абсолютно противоположные плоскости танца.

Но вот гаснет свет в зале. Очень темно в БДТ. Жуткое чувство как зародилось прямо сейчас, под трескучие звуки электро, так и не покинет зрителя весь спектакль. Тревожно, мы не начинаем уже минут пять... Погружение в действо настораживает, даже нервирует. Клочки света сначала проявляются, а потом разрезают сцену на части. Мы видим небольшой хор из семи человек, musicaeterna folk, профессионально работающий как завораживающим голосом, так и с пространством сцены.
«Дуо» – два, двойственность, части целого. Вот так предстают перед публикой балерины, будто сплетенные телами воедино. Кажется, это история о двойственной природе одного целого, либо о двух цельных существах, единых, и при этом обретающих независимость... можно долго гадать. В одном из интервью артистки признаются, что спектакль полностью о них самих, о соприкосновении двух разных личностей с одинаковым жизненным бэкграундом.
Фото: Алиса Асланова для Ballet Magazine, спектакль "Дуо"
Остановимся на том, как две балерины безболезненно спустились с пуант на босу ногу и пол. Всё-таки некоторые движения кажутся нелепыми со стороны, думаю, не мне одной. Однако не утаю, что это был честный танец, контактный, телесный, очень «голый» для прима-балерин. Особенно мне было страшно переживать страдания почти раздетой Павленко, оставшейся одной на сцене без частички себя – Вишневой.

Красивые соло, показавшие танцовщиц сильными и беззащитными, нагими и открытыми, с говорящими руками, с эмоциональными лицами, с такой энергией, которая бьет по 13 ряду партера, а возможно, долетает и до балкона. Дуэт же всегда уравновешен силами двух танцовщиц, какой-то гармоничный, в то же время постепенно превращающийся в хаос.
Фото: Алиса Асланова для Ballet Magazine, спектакль "Дуо"
Музыка – в лице электроники Алексея Ретинского, резидента Дома радио, и ансамбля из истеричной скрипки, грустной виолончели и гармоничного фортепиано – поражала и отторгала от просмотра сильнее всего, создавала тот самый хаос. Ощущения были такими, будто меня пережевали клавишами, перетянули конечности струнами. А электроника напустила тревогу и сбила своими техно-волнами так, что в кресло вдавило.

Мгновенный катарсис после таких музыкальных актов случился сразу на замедлении танцевального действа и гармонии инструментов. И все закончилось. Вновь темнота. Аплодисменты спустя минуту. И поклон.
Фото: Алиса Асланова для Ballet Magazine, спектакль "Дуо"
Час пролетел мучительно быстро. Некоторые зрители, видимо, пребывая в шоке, стали подниматься со своих мест раньше времени, уходить. А поклон все длится и длится, десять минут никто не отпускает артистов.

...К Диане Вишневой выбежал маленький сынишка, подарил ей букет ландышей и смущенно начал прятаться за маму. Балерина не растерялась и вышла вместе с ним на поклон еще несколько раз, а потом мягко подтолкнула к кулисам.

Понятно, почему Вишнева получила признание. Она чувствительна и красива. Её улыбку я видела с того же 13 ряда партера очень отчетливо, и она благодарила зал, как себя, за проведенный вместе спектакль.
Он, кстати, оставил двойственное впечатление и яркое ощущение тревожности. За мир, за искусство, за то, что в нем отражается. В этом и есть смысл современного искусства, в том числе танца. Знаете, радостно, что даже прима-балерины, не говоря уже о хореографах, танцхудожниках, продвигают современный танец, показывают на традиционных театральных площадках, экспериментируют, ошибаются и погружают зрителя то в шок, то в экстаз. Я – в шоке.
Вам понравилась статья?