Вразрез с собой и другими

Слышны звуки электронной гармоничной музыки. По сцене-конструктору частицами передвигаются пластилиновые танцовщики NDT (Нидерланды). Каждая частица – уникальная. Но уязвимая. А что, если множество уязвимостей останутся запертыми вместе?
В громадном вакууме жизни каждой частице приходится существовать рядом с кем-то, идти на компромисс или драться, прислушиваться или уходить. Для каждого воздействие другого – импульс, пусть и неявный.
Особенно интересно, как один из труппы описал просьбу хореографа спектакля «I contain multitudes» Феликса Ландера:

«Хореография просто существует как каркас, который мы наполняем творческим замыслом. Несмотря на присутствие публики, он просит нас ни в коем случае не «выступать»; Вместо этого перед нами стоит задача по-настоящему прочувствовать каждое движение в данный момент. Он призывает каждого танцора поддерживать диалог с собственным телом, другими людьми в комнате и даже с самим пространством».
Это же настоящая танцевальная осознанность, когда ты телесно (физически и эмоционально) переживаешь всё, что происходит вокруг! Кто-то реагирует на вмешательства в танцевальный строй, кто-то уворачивается от партнера, с которым не готов продолжать диалог, кто-то не достучится ни до кого и одиночкой пробудет весь спектакль, иногда вклиниваясь в действо, взглядом разрушая четвертую стену, или, ещё хуже, разрывая хрупкие связи между другими. В процессе наблюдения казалось, что сольные партии были рванее, страннее, тяжелее, шли вразрез с собой и другими. Тем гармоничнее и проще казались общие комбинации.

Я уже задумалась о страшной силе и одновременно слабости одиночества. На её уровне социальные связи выглядят прочнее, не так ли? Но уверен ли ты, что партнер не оставит, не предаст, не забудет? Уверен ли ты в нем, как в себе? А стоит ли быть в чужой голове и теле, если ты можешь быть в себе и сам по себе? А если ты вне себя и не можешь найтись? Вот тут-то и страшно, что ты одинок, как зверь. Сила одиночества в том, что ты независим. А слабость в том, что некому её же, маленькую, эту слабость и одинокость, показать... да и невозможно, да и не нужно.

Палитра спектакля: синие, переходящие в фиолетовый цвет костюмы, чёрный квадрат сцены, белый холодный, лабораторный и теплый, живой свет. Натуральное на грани с искусственным. Минимализм в цветах и отсутствие декораций перекликаются со статикой и динамикой тел. Замедление, ускорение, смещение осей вращения, нарушение баланса и игра с ним, падение – целый курс физики! – всё присутствует в такой контрастной хореографии. Удивительно легкий (скорее, невесомый) и логичный партнеринг, дуэтный или коллективный, основанный на касаниях друг с другом, даже в композиционном плане. Не побоюсь назвать это пространственной контактной импровизацией, если уж заниматься словотворчеством.
Мгновение, и мизансцена меняется: свет становится теплым, локальным, костюмы меняют цвета на фиолетовый. Лаконичные, перетекающие из одного в другой каноны, стройные, как волны океана, контрастируют с ломанными, несуразными, сложными соло и менее стройными, но интересными дуэтами и трио.

И при смене света, как показалось, в танце существуют кто-то один и толпа. И почему-то сомнения в лицах и телах артистов стало больше, а выбора действий – меньше: либо один, либо с нами. Когда же сцена-конструктор давала возможность пропадать в пустоте, выбора было больше, а сомнения в теле – меньше. Открыто и просто. Как никогда понимаю это остро.
Столкновение интересов – тема-флагман спектакля Ландера, и вот как он отзывается о своей работе:

«Идея работы возникла вокруг фразы «терпимость к двусмысленности». Это отражает растущую проблему терпимости к различиям и противоречиям в себе и других. Работа исследует, что значит быть окруженным множеством точек зрения, время от времени искать консенсус и допускать, чтобы он не был найден».
Мне кажется, в конце концов – как танцовщики NDT, так и мы – все найдут собственные силы, чтобы уверенно стоять на ногах, быть терпимым к иным, сильным и при этом не быть таким одиноким.
Вам понравилась статья?